Преподобный Сергий. Мнение историка

О Сергии Радонежском как об исторической личности рассуждает историк Андрей Зубов:

Историк Андрей Зубов
Историк Андрей Зубов

– Значение преподобного Сергия как игумена русской земли не в чудесах. Оно в том, что преподобный Сергий сам по себе принял и сумел другим передать то, что называется в истории восточного христианства исихастским возрождением. После столетий забвения смыслом христианской жизни, когда люди в основном воспринимали христианство как совокупность чудес, почти магических формул, исихастское возрождение, которое связано с именами Симеона Богослова, позже – Григория Паламы, вновь вернуло человека в прямое богообщение. Основа этого учения в том, что любой человек – монах и мирянин, мужчина и женщина, богатый и бедный, ребенок и взрослый, может непосредственно общаться с Христом в молитве, достигать этого общения в видении света, и таким образом достигать того, что на восточно-христианском языке называют обожение, или по-гречески – теозис. Это движение было очень важным, а на Руси было важным вдвойне. Русь в это время была завоевана татаро-монголами, был общий нравственный упадок, моральная деградация и полная потеря воли. И в этой ситуации помощь пришла не извне, а изнутри, как духовное освобождение. Главным деятелем этого духовного освобождения был преподобный Сергий Радонежский, он создал огромную школу, у него были друзья, ученики – все это привело к внутреннему духовному изменению Руси. Другое дело, что этот процесс, к сожалению, не был завершен в 15-м веке, он постепенно сошел на нет, но это очень важный этап духовной жизни Руси.